Каменный лев-страж 石狮子.
石狮子 (shíshīzi) шишицзы «каменный лев-страж» — каменная или бронзовая скульптура льва, которую традиционно размещали у входа дворцов, императорских гробниц, мавзолеев, храмов, правительственных учреждений, мостов и других священных сооружений, так как лев считался благоприятным животным, магическим защитником от зла, стражем сакральных сооружений, символом могущества и успеха, власти и силы.
Самый ранний из существующих каменных львов расположен перед могилой Гао И времен династии Восточная Хань в Яане, провинции Сычуань. Именно во времена правления Восточной Хань в Китае появились такие существа как львы, когда правитель западных регионов преподнёс золотого льва как дань уважения императору Китая.
Позже, с появлением буддизма, лев стал считаться мифическим духовным зверем, обладающим божественной силой, таким как единорог, феникс, цилинь, дракон и другими далёкими от реальности животными. И так как в Древнем Китае люди верили, что редкие животные, растения или сокровища символизируют благо, то все данные благоприятные звери имели очень высокий статус в сознании людей в то время, и до появления льва такие благоприятные животные, как цилини и олени, широко использовались в качестве богов и зверей для защиты гробницы.
Однако Китай не являлся природным местом обитания львов и настоящих львов в Древнем Китае многие не видели, поэтому создавали их опираясь лишь на слухи и внешность пекинеса, одной из древнейших пород собак, которую вывели в Китае около 2000 лет назад, скрестив пуделя с мальтийской болонкой, и получившая всемирное название в честь китайской столицы Пекин, но на родине именующаяся «собачка Фу».
Как связаны между собой «собачка Фу» и лев? Их связь берет свое начало из китайских легенд, где она является потомком льва и бабочки, или льва и мартышки, где в обеих легендах рассказывается о том, что они полюбили друг друга, но из-за разницы в размерах не могли быть вместе и обратились за помощью к Будде. Он уменьшил льва до размеров мартышки (по легенде о любви бабочки и льва, он уменьшил льва и увеличил бабочку) и они зажили счастливо, а результатом их любви стал пекинес.
Таким образом, раз происхождение «собачки Фу» китайцы связывали с Буддой, то стали считать её благословенной собакой и верили, что пекинесы — это духи-защитники, оберегающие от злых мелких демонов, и очень почитали в Древнем Китае, а потому жили они только при дворе императора, и кроме него никто не имел права заводить у себя «собачек Фу», а простолюдинам нельзя было даже их видеть. Поэтому в какой-то степени каменные львы стали иметь преувеличенно-могущественные черты пекинесов.
Однако форма львов со временем менялась и имела разные характеристики в разных династиях, хотя некоторые схожести с «собачкой Фу» всё же сохранились (например, форма морды).
Во времена династий Хань и Тан лев обычно выглядел мощным и могучим и обладал преувеличенными пропорциями головы, лап и тела.
В династии Сун преувеличенный величественный стиль каменных львов династии Тан постепенно сошёл на нет, заменившись более «послушными» и пропорциональными чертами, постепенно перешел от каменных львов мавзолея к защищенным жилым каменным львам и начал перемещаться из королевских официальных резиденций в резиденции народа, а также у львов начали появляться такие декоративные элементы, как ошейники, колокольчики, ленты и другие украшения.
Во времена династии Юань тела львов снова изменили свою форму, они стали более стройными с выступающими на спине мышцами и костями, грива исчезла и волосы в основном стали начинаться с затылка, либо были разбросаны, либо имели форму раковины, подобно прическам людей эпохи династии Юань.
Во времена династий «Мин» и «Цин» лев стал важной частью украшения садов, мостов и других объектов; исчезли прежние могучие и величественные черты, и их форма стала более сложной и полностью стилизованой. В это время становятся популярны сидящие на корточках каменные львы, а ходячие каменные львы стали встречаться редко.
Кроме всего этого, в феодальном обществе Древнего Китая сословный чин чрезвычайно ценился людьми, и каменные львы, охранявшие ворота, тоже имели строгую сословную систему. Как животное-хранитель, каменный лев не только выполнял функцию украшения или защиты от зла, но и показывал статус хозяина, а именно чем больше было резьбовых грив (они же завитушки, они же кудри-шишки), тем выше был официальный ранг владельца. На голове каменного льва перед воротами особняка самого высокого уровня вырезалось тринадцать резьбовых грив, а при понижении официального звания резьбовые гривы уменьшались. Таким образом, каменные львы стали средством показа своего статуса для королевской семьи и сановников китайского феодального общества. Однако со временем данное ограничение было отменено, поскольку применение львов в народной архитектуре становилось все более обширным, и ограничить его было трудно.
Как и форма, расположение львов тоже менялось. От времен правления династии Хань до династий Тан и Сун лев-самец располагался слева, а лев-самка была справа, и только во времена династии Юань их расположение изменилось. Так, традиционно львы-стражи стали располагаться по обеим сторонам у входа в святилище, дворец, храм и другие сооружения, при этом по правую руку обычно находился лев, по левую львица.
Обычно лев придерживал лапой шар, который в буддийской традиции трактовался как сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и способный исполнять желания.
Львица в таком случае обычно изображалась придерживающей лапой львёнка. Также у парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая с закрытой, что трактуется по- разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых. Вообще, открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых.
Однако, это общее описание, и как говорилось выше львы менялись на притяжении нескольких сменяющих друг друга династий. Поэтому у некоторых парных статуй не было никаких отличий: у львицы не было львёнка, у льва сферы; у обоих львов могли быть открыты или закрыты пасти, они могли стоять, лежать или сидеть; то могли быть львица и лев, или только львы; а также в приоткрытой пасти обоих львов могла находиться жемчужина, способная исполнять желания и считающаяся символом гармонии духовного и материального богатства, символом единства противоположностей, неразрывности материи и духа.
Но как бы львы не менялись, они всё также остались духовными зверями и всё также почитаются в Китае.
P. S. Все материалы найдены на просторах интернета, некоторые фотографии взяты из LIVEJOURNAL автора olga_yangirova.