Блог пользователя RudaStew :: Tl.Rulate.ru - новеллы и ранобэ читать онлайн
× Важное объявление для нашего творческого сообщества на Rulate! По ссылке: https://tl.rulate.ru/blog/189638

RudaStew
(переводчик/автор/редактор/культиватор основы ци) : Блог

Немного портретов даому от нейросети

Проблема англоязычных и рускоязычных нейросетей в том, что они не различают ханьцев, чжурчженей и другие национальности древнего и современного Китая. Но и на том спасибо, что уже не путает китайских расхитителей гробниц с Индианой Джонсом и Ларой Крофт.

Лингвистические танцы с бубнами дают неплхие результаты


 

 

 

 

 

 

Написала RudaStew 31 мая 2023 г. Просмотров: 1813 комментариев: 0 в мои обсуждения

Клановая система в Китае. Отношения учителя и ученика.

Понятие клана и семьи в Китае отличается от западного. Как правило, на востоке члены клана связаны родственными узами, и отношения там довольно сложные. Поэтому при переводах часто случается путаница. Давайте разбираться.

 

Итак, семья в Китае, как и везде — это прямые родственные отношения (мать, отец, дети, внуки, правнуки). Семьи детей (как правило, жены братьев) тоже относятся к семье. А вот мужья сестер — это уже другая семья, так как для Китая характерен партиархат. Но тем не менее, это тоже росдтвенники, просто другая семья.

 

Клан — это объединение нескольких семей с непрямыми родственными отношениями (двоюродные, троюродные и так далее). Определенную роль в разделении на семьи играло и старшинство братьев: старшие — прямые потомки, младшие образовывали боковые ветви клана. Такая клановая система называется цзун-цзу (цзун — основная родственная линия клана, прямое наследование; цзу — боковые ветви, непрямые родственные связи).


Немаловажную роль при формировании кланов имела общность интересов и профессии. Как правило, в древнем Китае внутри семьи обызательным считалась передача профессии по наследству, подобно западным профессиональным династиям, но принцип был другой — последователей профессии не брали со стороны. В крайнем случае, принимали в обучение слуг или вассалов (если это были аристократические кланы).

 

Система цзун-цзу сложилась в глубокой древности, задолго до прихода в Китай конфуцианства. Но именно при конфуцианстве сформировались строгие традиции семейных отношение: почитание старших, сыновняя почтительность, создание внутриклановых ритуалов и даже верований, внутриклановое наставничество. И именно конфуцианская традиция позволила развиться профессиональным кланам, в которых родство не имело столь важного значения. Как правило, такие кланы образовывались при государственных учреждениях, в армии, между торговцами. Семейные кланы назывались сэй, профессиональные — дай.

 

В романе "Гениальный мастер фэн-шуй" чаще всего речь идет о кланах сэй, семейно-родовое сообщество с общим предком до пятого колена (как пример — клан Чжоу, которому принадлежал ученик Е Тяня, Чжоу Сяотянь.) В "Записках расхитителя гробниц" присутствуют оба вида кланов. Так все девять семей — это кланы сэй с разной степенью родтвенных связей. Например, семья Чжан к родственным связям относилась весьма строго, вплоть до обязательных родственных браков. Кланом сэй можно назвать и семью Хо, но иерархия в ней не характерна для Китая, там присутствую черты матриархата. Семьи У и Се были более лояльны к брачным союзам между семьями, и впоследствии практически стали одним кланом (У Се и Се Юйчень, У Саньсин и Се Ляньхуань по сути дальние родственники). Более того, семья У сочетает в себе черты клана сэй и клана дай одновременно — они не только имеют общие профессиональные интересы, но и принимают членов клана со стороны. Подручный У Саньсина Паньцзы не имеет отношения к семье У, как впоследствии Ван Мэн и Кань Цзянь. Однако, они считаются членами клана У. А вот кланы Ванба цю и Лю Лисуня — это уже полностью дай, там росдтвенные отношения не имеют важного значения. Таким же кланом дай является и загадочная семья Ван из "Песчаного моря" — родственники там были, но на первое место ставилась общность интересов и иерархия на основе профессиональных способностей.

 

Особенностью китайских кланов является наличие культа предков. Не важно, сэй это или дай — предки есть у всех. Просто в первом случае это генетические предки, во втором — родоначальники профессиональной династии. Кроме этого каждому клану была присуща своя географическая локация в Китае, наличие семейных храмов для почитания предков, семейных захоронений (тот самый терем семьи Чжан, к примеру). Главы кланов, старейшины (главы малых семей) выполняли ту же роль, что и императоры в стране. Внутри каждого клана была своя судебная система, система взаимопомощи и даже собственная армия. Кроме того, главы клана несли ответственность за каждого члена клана перед государством. За проступок любого родственника нес ответственность сначала именно глава или старейшина.

 

И еще одной особенностью любого клана в Китае является внутрисемейное наследование профессионального опыта, зачастую тайного. Соответственно, в каждом клане было хорошо развито наставничество. И здесь зачастую старшинство не играло роли. Старшим наставником мог стать молодой человек, обладающий особыми талантами. В таком случае он становился даже равным главе клана и старейшинам.

 

Что касается профессиональных знаний клана, они хранились в строгом секрете. Передача знаний клана считалась серьезным преступлением, причем, в древномти даже на государственном уровне. Потому в кланах сэй учениками становились только члены клана, связанные родственными узами. Профессии клана обучались все дети, но была разница между личными учениками наставника и учениками клана. Личные ученики становились наследниками кланового учения или профессии, ученики клана лишь овладевали професией, но не могли распоряжаться учением (своего рода внутриклановая интеллектуальная собственность).

 

Позднее, при конфуцианстве, в этой системе появились некоторые послабления. Наставники кланов брали учеников со стороны, но не передавали им все знания. Лишь в редких случаях, когда способности такого названного ученика оказывались выдающимися, его могли вписать в семейный реестр, по сути усыновить — и сделать членом клана, как это произошло с Е Тянем.

Написала RudaStew 07 мая 2023 г. Просмотров: 2439 комментариев: 0 в мои обсуждения

История Лю Жэньгуна в кино

"Прочитав жизнеописание Лю Жэньгуна, Е Тянь вздохнул: "Воистину, это пример того, как действует закон равновесия неба и земли. Все предопределено, все в руках небес!"

                                                      "Гениальный мастер фэн-шуй", глава 271, https://tl.rulate.ru/book/14729/2890247/ready_new                                                      

 Исследуя историю найденного в гробнице Лунного Клинка, Е Тянь обнаруживает, что его владельцем был генерал Лю Жэньгун, личность историческая. В книге его история описана довольно точно, с акцентом на негативных чертах характера генерала - человека властолюбивого, деспотичного, лишенного моральных принципов. Единственное, что домыслил автор - история строительства гробницы и противостояния с мастером фэн-шуй Ли Тайсюем. Императорские замашки у Лю Жэньгуна были, но посягнул он на строительство не гробницы, а дворца на горе Даан, где содержал множество наложниц. В плане погребальных обычаев Лю Жэньгуна больше интересовали вопросы бессмертия. Услуги алхимиков стоили огромных денег, который наместник Лулуна отбирал у населения: вместо нормальных денег печатал их из глины, запретил покупку и сбор чая, заменив чайные листья обычными, собранными с деревьев. Сэкономленные на этом деньги уходили на поиски эликсира бессмертия.  

Вместе с сыном, Лю Шоугуаном, они основали царство Янь, просуществовавшее только до их смерти. Хотя историки считают, что Лю Жэньгун лишь идею подал, но сам императором Янь не стал. Его сын сместил отца с места наместника и провозгласил себя первым и единственным за всю историю имепратором Янь. Просидел на троне ровно до того времени, как вместе с отцом был схвачен и казнен сыном их бывшего благодетеля и сюзерена Ли Кэюна. Как видите, времени на строительство императорской гробницы у них обоих просто не было. 

 

Часть истории Лю Жэньгуна и его сына была использована в сценарии китайского фильма "Тень". https://hd.kinopoisk.ru/film/43980eeddab65176a23ec99239acc3ff?content_tab=details

Меня этот фильм заинтересовал не столько сюжетом о деспотичном генерале, сколько об истории его оружия, того самого Лунного Клинка, что нашел Е Тянь в гробнице. 

Сам фильм стоит посмотреть из-за его оригинальности. Здесь не будет традиционного уся с полетами и красивыми боями. Монохромный видеоряд, постоянный дождь и грязь под ногами больше напоминают психологизм Акиры Куросавы и Такаси Миике. Но, несмотря на мрачный антураж, боевые сцены можно назвать красивыми. 

Написала RudaStew 04 мая 2023 г. Просмотров: 1716 комментариев: 0 в мои обсуждения

Лунный Клинок Е Тяня

Яньюэдао или гуаньдао - особый вид оружия в древнем Китае, нечто среднее между мечом и алебардой. 

От алебарды яньюэдао отличается длиной рукояти - до полутора метров (длина алебарды от 2, 5 до 3 метров) и размерами клинка (у алебарды он короче и больше похож на наконечник копья). 

От меча яньюэдао отличается тоже типом рукояти: крестовина меньше или вообще отсутствует, длина больше, на конце тяжелая булава для сохранения баланса оружия. 

Название этого оружия, 偃月刀, дословно переводится "клинок лежащей луны" или "клинок-полумесяц". Специалисты часто сравнивают яньюэдао с японской нагинатой, европейскими фошаром и глефой. 

На незаточенной стороне клинка всегда есть шип или крюк, который использовали в бою для захвата или повреждения оружия противника. Иногда на этой же стороне от острия клинка до шипа вырезывались зазубрины. Отличительной чертой яньюэдао является также булава на конце в виде цельнолитого тяжелого шара или кольца. Часто булаву отливали в виде головы животного (обычно, тигра). Древко (рукоять) тоже отливали из металла. Переход от клинка к древку был плавный, иногда совсем незаметный, как у нагинаты. У самый простых яньюэдао его оформляли в виде небольшого диска. Более оригинальные яньюэ имели на древке резьбу в виде змеи или дракона, голова которых обвивала соединение древка и клинка. Иногда казалось, что клинок словно высовывавется изо рта дракона, подобно длинному языку. 

 

Существует легенда, что яньюэдао был изобретен генералом Гуань Юэем, который жил в третьем веке нашей эры. Его яньюэ имел имя, "Клинок полумесяца зеленого дракона" и весил 82 цзиня (приблизительно 50 кг).

Позднее делались копии этого легендарного оружия, который из-за большого веса использовались лишь как ритуальное дворцовое или тренировочное оружие. Но авторство Гуань Юя исторически не доказано, более того, в романе "Троецарстве" есть множество противоречий. Археологи считают, что предшественники яньюэдао изготавливались гораздо раньше, но технологии были неполноценными, потому полностью этот вид оружия не дошел до наших дней. 

Написала RudaStew 04 мая 2023 г. Просмотров: 1854 комментариев: 0 в мои обсуждения

Секреты почерка Наивняшки

Это просто совпадение. Да, я освоил тонкий золотой стиль, но, вполне вероятно, и другой человек мог его изучить точно так же и писал точь-в-точь как я.

Новый след: дом, окутанный тайной. Глава 3. Почерк

Сюй Лэй, создавая книгу для китайских читателей, не объясняет, почему его герой так уверен в подлинности собственного почерка. Для русского человека почерковедческие нюансы — вещь сложная, доступная графологам. В китайской каллиграфии все сложнее: человек образованный владеет специфическим почерком, который способен отличить без помощи графологов. Это связано с историей каллиграфии.

Чтобы понять, как У Се так точно узнал собственный почерк на бумаге, оставленной два десятилетия назад, надо совершить экскурсию в прошлое китайской каллиграфии и узнать, откуда появилось тонкое золотое письмо.


Сначала было чжуаньшу (篆书), "иероглифы печати", каллиграфический стиль, который появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу.

картинка stewra

Сейчас это самый используемый архаичный стилей каллиграфии (вообще-то их очень много), и существует два его традиционных варианта: "большая печать" ( 大篆, дачжуань) и "малая печать" (小篆, сяочжуань). Для рукописей этот каллиграфический стиль практически не использовался, им оформляли печати, изготовленные из древесины, жадеита или нефрита, но надпись для оттиска выполнялась, как и в рукописной традиции, кистью и тушью. Современные китайцы затрудняются с чтением текстов, написанных этим стилем, это классическая каллиграфия. Сяочжуань немного проще, поэтому используется при изготовлении печатей и в настоящее время. По другому этот стиль иногда называют "проволочное письмо" или "металлическая нить". В отличие от более сложного изящного дачжуаня, он отличается незначительной угловатостью.

Затем появился лишу (隶书), официальное письмо, стиль, который отличался квадратной конфигурацией иероглифов.

картинка stewra

У него есть и другое название — цзошу, деловое письмо. Этот каллиграфический стиль появился во второй половине III века до н. э. При династиях Цинь и Хань. К тому времени возникла необходимость упростить чжуаньшу, которым очень сложно было создавать большие рукописные объемы информации. По легенде великий император Цинь Шихуанди поручил это сложное дело смотрителю тюрем, чиновнику Чэн Мяо. Главным правилом при выполнении этого письма является соблюдение угла в 90 градусов при написании вертикальных и горизонтальных черт. Для экономии места стиль лишу предполагает меньшую высоту иероглифов. Этот стиль используется в официальном письме и в настоящее время, более современным вариант лишу был создан при династии Хань.

Примерно в это же время на основе каллиграфии лишу появился другой стиль — кайшу(楷书), так называемое уставное письмо.

картинка stewra

Этот стиль создавался для скорописи: он более прост по сравнению с предыдущими стилями каллиграфии, имеет меньше деталей, поэтому получил наибольшее распространение в деловой переписке. Уже при династии Тан появилось множество разных стилей, основанных на правилах кайшу: чжаоти, оути, люти, яньти и другие. Современные китайцы чаще всего в повседневной жизни используют стиль, называемый "стандартным письмом" чжэнкай. На основе кайшу создавались и узкоспециализированные профессиональные стили...

Вот мы и добрались до того самого тонкого золотого письма (瘦金体 ,шу цзинь ти), которым пользуется У Се. Этот стиль еще называют "тонким телом журавля".

картинка stewra

Несмотря на свою простоту, этот стиль выглядит на бумаге очень красиво. Мастера описывают его так: "Кисть оставляет тонкий след, твердый, но легкий и свободный. Черты похожи на кости журавля, а крючки подобны ключу цапли, штрихи напоминают листья орхидеи. Этот стиль подобен золотой игле." В настоящее время именно тонкий золотой стиль раньше многих других попал в библиотеки компьютерных шрифтов: на его основе разработаны Slender Gold Books и Huizong Palace Style, которые имеют по два варианта: традиционный и упрощенный.

Кроме этого, тонкое золотое письмо используется в черчении. Как и в кириллице с латиницей, в Китае используется стандартный шрифт, который применяется при создании чертежей, разработанный на основе тонкого золотого стиля. Его называют "инженерными символами" (工程字 , гун чэн цзы), хотя иногда используют и привычное название, заменив всего лишь один иероглиф (瘦金體 , звучит так же, шу цзинь ти, но пишется по-другому). Изучение архитектуры и строительного дела начинается именно с каллиграфии: первокурсники строительных факультетов до седьмого пота стараются, овладевая этим стилем, пока не доведут свою инженерную каллиграфию до автоматизма. Нормативы инженерной документации требуют обязательного оформления чертежей и строительной документации именно этим стилем, как в российском инженерном деле обязательны шрифты ГОСТ. Вот только нам с ГОСТом повезло: начертить две параллельные линии и строго соблюдать угол наклона. С тонким золотым письмом все гораздо сложнее: там тонкие журавлиные кости, изогнутые клювы цапель и идеальной формы листья орхидеи. Одно слово — каллиграфия.

Это одна из причин, по которой У Се уверен, что точно узнал свой собственный почерк. После нескольких лет овладения каллиграфией особенности своего почерка знаешь до мелочей. Но есть и другая причина: упрощенность кайшу и его разновидности, тонкого золотого письма, подразумевает возможность добавления незначительных собственных деталей. Это как в русской каллиграфии всякие вензеля, росчерки, галочки и черточки, но в китайской каллиграфии это не просто украшение. Каллиграфия предполагает строгий канон, и отклонение от него — это создание собственного стиля, индивидуального, как, например, отпечаток пальца.

Написала RudaStew 28 апр. 2023 г. Просмотров: 2181 комментариев: 0 в мои обсуждения

Почему цветы такие красные? История песни Толстяка

Толстяк, скрытый темнотой, решил подбодрить нас и запел народную песню "Почему цветы такие красные?"

"Почему цветы такие красные? Почему они такие красные? Эй, они такие красные, как пылающий огонь." Он шел впереди и считал своим долгом подбодрить нас песней, чтобы поднять боевой дух.

"Город Дьявола. Змеиное болото." Глава 30

Что же за песню такую пел Толстяк Ван?

 

Это адаптация таджикской народной песни, сочетающаяся с народными мотивами Синьцзяна, выполненная Лэй Чженбаном. Получив задание написать музыку к фильму "Гости Ледяной горы", автор песен Лэй Чжэнбан сразу же приехал в Синьцзян, чтобы собрать народные песни этнических меньшинств. Пренебрегая безопасностью, он путешествовал по заставам в горах Каракорум, высота которых достигает 4000 метров над уровнем моря. Однажды, укрывшись в доме местных жителей после лавины, он услышал там песню о любви таджикского воина. Эта песня и история тронули сердце композитора, и он за одну ночь не только сделал адаптацию народного мотива, но и написал песню к фильму, которая впоследствии стала очень популярной и завоевала множество наград.

картинка stewra

Лэй Чжэнбан (1916-1997) родился в Пекине, по национальности манчжур. Самый известный автор музыки для кино в Китае. С 1955 по 1980 год он написал более 100 популярных песен и композиций для фильмов и более 40 классических музыкальных произведений. С детства он любил пекинскую оперу и народные мелодии, умел играть на эрху. Некоторые пьесы пекиснкой оперы он уже свободно исполнял, когда ему было семь лет. Он изучал композицию в Токийской высшей музыкальной школе, причем, подготовительное оучение там закончил практически экстерном, а после возвращения в Китай работал учителем музыки в средней школе для девочек Пекина и средней школе для девочек Хуэйчжун. Позже он получил должность Пекинской и Чанчуньской киностудии, входил в состав совета Ассоциации китайских музыкантов и совета Ассоциации китайских кинематографистов. Какое-то время занимал пост вице-президента Китайской ассоциации кино и музыки.

Особенность его композиций не случайна. Лэй Чженбана можно назвать композитором практиком. Пока его коллеги сочиняли музыку, сидя в аудиториях консерваторий и театров, он находил свою музыку там, где она появилась. Невзирая на погодные, климатические и общественно-политические условия, он путешествовал по местам проживания национальных меньшинств и народов с древней историей, желая услышать народную музыку в первоисточнике. Именно так и появилась песня, о которой мы говорим.

Позже эту традицию практического сочинения подхватила его дочь Лэй Лэй.

В июне 2019 года песня "Почему цветы такие красные?", адаптированная и аранжированная Лэй Чжэнбаном, была включена Департаментом пропаганды в качестве "100 отличных песен в честь 70-летия основания Китайской Народной Республики".

 

Для вас перевела Руда

Источники: 

https://baike.baidu.com/item/%E8%8A%B1%E5%84%BF%E4%B8%BA%E4%BB%80%E4%B9%88%E8%BF%99%E6%A0%B7%E7%BA%A2/3929821

https://baike.baidu.com/item/%E9%9B%B7%E6%8C%AF%E9%82%A6/915555

Написала RudaStew 27 апр. 2023 г. Просмотров: 2015 комментариев: 0 в мои обсуждения

Призраки любимой оперы Паньцзы

"Ну так пой арии из "Седой девушки"! — Паньцзы явно собирался устроить перепалку. — Если уж вспоминать Чанбайшань, то эта опера больше подходит."

Город Дьявола. Змеиное болото. Глава 30

"Седая девушка" - одна из первых опер, посталвенных в КНР. В 1944 году под руководством Чжоу Яна над ней работали артисты Художественной академии имени Лу Синя в Яньане. Позже, в 1950 году был снят фильм по мотивам оперы, а в 1965 году поставлен одноименный балет. В 1958 году опера была представлена руководству в Пекине. Китайские коммунисты не слишком оценили ее за слишком явный уклон в сторону европейской оперы, однако же Цзян Цин, известная, как мадам Мао, включила ее в список немногих произведений, допущенных к исполнению в театрах. А вот товарщ Сталин куда теплее встретил творчество китайских мастеров оперы: "Седая девушка" была удостоена сталинской премии в 1952 году.

И какое отношение китайская опера прошлого века имеет к гробницам Чанбайшаня?

 

"Седая девушка" считалась национальной оперой нового типа не только потому, что в ней были использованы элементы и методы западной классической музыки, но из-за интеграции нескольких театральных жанров. По сути это опера-балет. Несмотря на европейскую оркестровку и сюжетную структуру, там достаточно сильно прослеживаются традиции и мотивы национальной китайской оперы и танца, некоторые мелодии являются адаптацией народных песен северного Китая. На сцене "Седая девушка" воспринимается гораздо проще, чем классические западные оперы из-за более простой композиции арий, больше напоминающих популярные песни, нежели классические вокальные произведения, она в какой-то степени ближе к мюзиклу. Именно из-за этой простоты восприятия большая часть песен оттуда стали очень популярны.

Естественно, сюжет не обошелся без цензурной обработки, из-за чего в более поздних постановка был изменен финал и некоторые кульминационные сцены. Однако, изначально сюжет идеально вписывался в политику коммунистической партии, описывая борьбу простого народа за свободу.

Но вернемся к гробницам. В самой опере нет ничего мистического: трудная жизнь простой крестьянки, которая пострадала от жестокости помещика и вынуждена была много лет жить в горах, ожидая, когда ее возлюбленный, служивший в рядах Красной армии, спасет ее. Ждала так долго и жила так тяжко, что поседела раньше времени. Сюжет оперы довольно жестокий. И основан он на древних легендах провинции Хэбэй о живущей в горах Белой Беловолосой святой деве или призраке Белой девы. За четыре года до создания оперы журналист Ли Маньтянь собирал народны еверсии легенды в провинции Хэбэй, которые потом использовал для написания пьесы. Совсем недавно довольно полное исследование об источниках этих легенд провела российская сотрудница института востоковедения РАН А.Г. Старостина. Ее работа "Волосатая дева: беглянка и богиня" написана довольно понятным и интересным языком. Я могу лишь добавить, что мотив Белой девы/богини, прячущейся в горах, можно считать интернациональным. Ее, к примеру, упоминали казаки и горнодобытчики Алатау еще во времена Петра I, сказки о ней рассказывают жители деревень у подножья Эльбруса. А еще были Священная мать Са Со в древней Корее, древнегреческие ореады (горные нимфы), скандинавская Скади.

Богинь и духов много. И всех их объединяет одно: символика гор, как моста между небесами и подземным миром. Духи и богини гор не имеют качественной оценки: они в какой-то степени добры и справедливы, а с другой стороны - жестоки и страшны.

И неизвестно, случайно ли Паньцзы вспомнил оперу, сюжет которой уходит корнями в древнюю мифологию и касается богини гор, в которых, собственно, героям и приходится искать древние гробницы. Или просто он такой патриот, что знаком с классикой, рекомендованной к ознакомлению во времена культурной революции.

Для тех, кому стало интересно, опера полностью есть на ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=W7zN1BJzLFU

o-l.jpg

Написала RudaStew 27 апр. 2023 г. Просмотров: 1908 комментариев: 0 в мои обсуждения

Особняк 704 в Ханчжоу

"Мне вспомнилось, что в Ханчжоу есть знаменитый особняк 704, который также был построен под видом отеля(2). А на самом деле с ним не все так просто. Говорят, под землей есть огромные сооружения, в которых можно укрыться при любой чрезвычайной ситуации."

"Город Дьявола. Змеиное болото". Часть 2. Глава 9.

картинка stewra

Объект 704 был создан правой рукой Мао Цзедуна маршалом Линь Бяо в процессе подготовки восстания. Особняк — лишь малая часть проекта 571 по смене власти. Он представляет собой огромное подземное сооружение, которое обеспечивало защиту от воздушных атак. Однако, его функционал был гораздо шире, чем у обычных бомбоубежищ. По сути это полноценный бункер, в котором можно было жить несколько лет, не выходя на поверхность, координировать подготовку и ведение боевых действий. Структура объекта 704 довольно запутанная, без инструкций и плана там легко заблудиться.

 

Наземная часть особняка тоже строилась с учетом безопасности, но еще отличалась невероятной роскошью.

картинка stewra

Для того времени это был настоящий дворец, способный выдержать долгую осаду. Там даже в окна были вставлены бронебойные стекла с эффектом тонирования: гладя из помещения, можно было видеть все, что происходит на улице, а вот снаружи заглянуть в помещение не получится. Даже люстры в особняке были спроэктированы так, что при падении не нанесли бы вреда людям, стоящим под ними.

картинка stewra

Сейчас объект 704 является частью отеля Чжэцзян в Ханчжоу. Он частично открыт для посещения, однако, большая часть подземных помещений до сих пор закрыта.

В бункер ведет очень прочная бетонная лестница, кровля которой может выдержать попадание снаряда.

картинка stewra

Под землей ступени заканчиваются, и начинается коридор. По обе стороны от длинного прохода находятся комнаты, охватывающие конференц-залы, коммуникации, складские помещения, лазарет, аппаратную, хранилище воды и другие объекты. Внешне это выглядит скромно и даже как-то запущено. Но за дверями иногда попадается настоящая роскошь, если это жилые комнаты.

картинка stewra

Внизу есть все для жизни, о комфорте строители не забывали. Даже зал для приемов имеется - это настоящая подземная резиденция.

картинка stewra

Помещения для военного персонала не такие роскошные, но все же достаточно обустроенные. Командный центр сейчас - одно из немногих помещений, открытых для посещения туристами. Там организована экспозиция, посвященная истории особняка 704 и создавшего его Линь Бяо.

картинка stewra

Часть коридоров подвала сконструирована в виде эхо-канала, специалдьные устройства располагались в разных концах коридоров. Когда кто-то входил туда, звук шагов раздавался в пункте наблюдения, что обеспечивало полную безопасность бункера. А также была предусмотрена блокировка отдельных помещений на случай... на всякий случай.

картинка stewra

Вентиляция в бункере была обеспечена не только с помощью инженерно-архитектурных конструкций, для контроля за качеством воздуха был выделен специальный отсек. Не буду утверждать, но, кажется, там были даже предусмотрены очистители воздуха и фильтры на случай возможной химической атаки. Для того времени это было самое продвинутое вентиляционное оборудование.

картинка stewra

Для непрерывного электроснабжения в бункере была организвана отдельная станция управления, способная какое-то время работать автономно при отключении энергоснабжения.

картинка stewra

Найдено и переведено https://tieba.baidu.com/p/5569374232?red_tag=2596772876

Написала RudaStew 30 марта 2023 г. Просмотров: 1885 комментариев: 0 в мои обсуждения

Тайна шелковой книги Сражающихся царств

Я был очень смущен: "Дядя, может, я немного глуп, но разве ты действительно можешь увидеть карту там, где есть лишь иероглифы?"

"Да что ты понимаешь? Это каллиграфия и живопись: графическими методами детально описано расположение и место. Мало кто может прочитать эти надписи правильно. К счастью, у твоего дяди есть некоторый опыт. В этом мире, кроме меня, в такой карте разберутся всего человек десять, не более."

"Дворец семи звезд Лу Шан Вана" глава 3

С самого начала меня интересовал метод, с помощью которого была зашифрована шелковая книга Сражающихся царств в "Записках". Поскольку повествование ведется от лица главного героя, а он в способах шифрования полный профан, потому в книге долгое время этот вопрос был не раскрыт.

За это время я лично успела перебрать кучу известных мне способов, остановившись на тех, что могли быть использованы в Китае. В качестве исходных данных взяла графический принцип шифровки: текстом зашифровывается рисунок-карта.

 

Методы шифрования в древнем Китае.

В трактате "Основы классической военной науки" был описан один из древних шифров, который до сих пор считается самым действенным. Два человека, обменивающиеся тайной информацией выбирали один текст или стихотворение и для составления сообщение использовали группу иероглифов, выбранную в определенном месте этого текста. Возле этой группы знаков ставилась пометка, по которой получатель знал, какими иероглифами записано скрытое сообщение. Отправлялся текст целиком, но посторонний человек видел в нем лишь текст, а не спрятанное там сообщение. Расшифровать такие сообщения могли лишь те, кто знал о договоренности. Минус этого способа состоял в ограниченном количестве иероглифов для шифровки, но для военных целей много и не надо.

Традиционные методики шифрования, которые были популярны в древнем мире Европы и ближнего востока, в Китае не прижились бы. Это связано с лингвистическими различиями алфавитов. Большинство европейских шифров основано на алгоритмах подстановки, многозначность китайских иероглифов, которые по сути не буквы, а слова, делает эти методы невозможными. Однако, один из таких способов в Китае использовали: решетка Кардано. В трафарет вписывается сообщение. Потом трафарет убирается, а к буквам на листе добавляется лишний текст. Без соответствующего трафарета или знания закономерности такой текст не расшифровать.

картинка stewra

В качестве криптографических сообщение использовалась и стенография. В Китае это было так называемое "травяное письмо" цао шу. Стилей китайской скорописи было много, все они соответствовали следующим принципам:

-упрощенность

-плавность и безотрывность

-скорость написания

картинка stewra

И в эти принципы не входила разборчивость. В результате запись выглядела, как бессмысленных набор плавных линий. И только мастера цао шу способны были видеть в хаосе этих линий закономерность и содержание.

Кроме того, сам по себе китайский язык, точнее группы языков, использовавшихся на территории Китая — сам по себе естественный шифр. Секрет заключается в диалектных тонах.

"Черная черепаха, отторгающая грехи! Я же сразу почувствовал, что "черная черепаха, отторгающая грехи" — бред сивой кобылы с точки зрения фен-шуй! ...На самом деле эта фраза изначально не была шифром. Третий дядя действительно использовал хитрый, но очень простой способ передать мне сообщение так, чтобы никто другой не понял...Все очень просто. Так как я вырос в Ханчжоу, то очень хорошо владею местным диалектом. Это и есть секрет."

"Небесный дворец, парящий над облаками". Глава 23

В книге сказанная на пунтухуа бессмысленная фраза про черепаху на диалекте Ханчжоу легко превратилась в понятное указание. Секрет был в омофонии, омонимии и диалектном тоновом произношении.

Омофоническое китайское шифрование известно с древности и расшифровать его европейцам очень трудно, для этого надо идеально знать пунтухуа и хотя бы еще пару диалектов. А вот для китайцев игра с омофонами довольно привычна, особенно ее разновидность — математическая омофония. Дело в том, что произношение многих слов в китайском языке схоже с произношением цифр. Это позволяет зашифровывать текст цифрами. Этот способ шифрования уже нельзя назвать тайнописью, он активно используется в интернете, где проще набрать цифры, чем группу иероглифов. Так, например пожелание всех благ в цифровом виде выглядит так: 168.

Однако , в "Записках" использовался другой метод, который антигерой Цю Декао назвал методом точечной матрицы. Напомню, его зашифрованный текст на самом деле был рисунком...

"Идею правильной дешифровки он нашел, как ни странно, в китайской "Книге вышивки", где в большом количестве приводились схемы, которые напомнили ему точечную матрицу. Это оказалось просто и сложно одновременно. Сама система такого шифрования проста, как и схема вышивания, которая понятна любой, даже начинающей мастерице, но ее надо увидеть, а все дешифровщики пытаются не видеть, а читать."

"Город Дьявола. Змеиное болото". Часть 1. Глава 10

Методы шифрования точечной матрицей

Точечную матрицу для шифрования стали использовать только в эпоху информационных технологий. Перфокарты стали первыми носителями информации для вычислительных машин. Для шифрования данных на них использовался двоичный код, реже текстовый режим. В дальнейшем этот принцип сохранился и на других информационных носителях: магнитных, оптических, цифровых.

картинка stewra

С двоичным кодом все понятно: различными сочетаниями двух символов можно обозначить любое количество цифр, букв алфавита. На этом принципе основана и знаменитая азбука Морзе.

Текстовый код несколько сложнее. Например, вот такую фразу понять сходу довольно сложно, если читать, как принято, в строку слева направо:

"л о г и ч п о з в ь р е з е с к и е о л я ю т у л ь т а о п е р с р а в т ы а т о р ы н и в а т "

Но на перфокарте буквы, составляющие эту фразу, расставлены в определенной двухмерной последовательности.

картинка stewra

Хотя были прецеденты и раньше, например, перфокарта ткацкого станка Жаккарда, в которой двоичным кодом шифровался узор для ткани.
картинка stewra

А еще, как правильно заметил герой "Записок", точечную матрицу с давних времен использовали мастерицы, составляя схемы вышивки и плетения. Именно с ее помощью можно зашифровать рисунок так, что поймет только мастерица. А в идеале, если лишние символы — схема станет совершенно непонятной.

Схемы вышивки — самый простой вариант шифрования рисунка. В этом случае используются символы, обозначающие разные цвета. Для понимания схемы достаточно списка условных обозначений. Хотя в современных схемах этого не требуется: цвета обозначаются сразу.
картинка stewra

В конце прошлого века в Японии появилась популярная головоломка, позволяющая зашифровывать рисунки цифровыми рядами — нонограммы или японские сканворды. В их основе лежит использование двухмерной системы координат и простой алгоритм заполнения чистого листа.
картинка stewra

Схемы вязальщиц несколько сложнее, они всегда состоят только из условных символов, понять которые непосвященному не получится. Для обычного человека точка — просто знак, для мастерицы — воздушная петля. Глядя на такую схему, вязальщица видит не только предположительный рисунок, но и понимает последовательность вязания.
картинка stewra

Шифр шелковой книги — проще некуда

Если подвести итоги, то загадочный шифр шелковой книги из "Записок расхитителя" оказался до смешного простым. Сначала составлялся рисунок с помощью нескольких иероглифов (почти как текст в решетке Кардано или в обычной схеме вязания), затем страница заполнялась "лишним" текстом, чтобы замаскировать рисунок. Неудивительно, что впоследствии У Се взял этот способ на заметку и успешно использовал.

Однако, Наньпаю Саншу на протяжении половины книги удалось сохранить интригу, вложив в уста третьего дяди фразу о том, что такой способ шифрования известен только десятку специалистов. И, пока я не добралась до пятой части, голову сломала над этим методом.

Написала RudaStew 21 марта 2023 г. Просмотров: 1988 комментариев: 1 в мои обсуждения

Шелковые книги Китая

До появления бумаги в Китае писали сначала на бамбуковых и деревянных дощечках, затем на шелке. Хотя, даже когда письмо по шелку было хорошо освоено, книги эти все равно не вытеснили бамбуковые. На шелке писали только канонические тексты, законодательные документы, литературные и научные сочинения, гадательные книги. А вот погребальные свитки и частные записи на шелке не были столь популярны. В качестве погребальной утвари шелк подходил меньше дерева или бамбука, он не столь долговечен.

Самым первым шелковым документом было свидетельство о выдаче земли Гуань Чжуну, написанное на шелке и продублированное на бамбуковых дощечках. Этот документ датируется VII веком до н. э.

Упоминание первой библиотеке шелковых книг есть в "Цзо-чжуань", памятнике исторической прозы Древнего Китая, представляющем собой подробнейшие комментарии к краткой хронике «Чуньцю» о событиях периода Весны и Осени. Там уточняется, что в 540 году до н. э. в царстве Лу имелись книжные собрания гадательных и исторических текстов, написанных на "золотом шелке".


Золотой шелк царства Лу

"Золотой шелк" — как я понимаю, название условное. В первой части "Дворец семи звезд Лу Шан Вана", в главе 26 упоминается книга, в шелк которой были вплетены золотые нити:

"Мы осторожно вынули шкатулку и опустили ее на землю. Она не была заперта. Подняв крышку, мы увидели хорошо сохранившийся шелковый свиток. В ткань были вплетены нити из золота Слева была крупная надпись "Книга царя подземного мира", а рядом более мелкие иероглифы."

Однако, чаще шелк был "золотым" из-за красителя, придававшего ему характерный оттенок.

 У Се рассказывает об особенностях шелковых книг именно царства Лу:

"Шелковые книги царства Лу сильно отличаются друг от друга, тем не менее существует классификация, основанная на использовании разных видов шелка, особенностях почерка, составе чернил. Самые ценные книги были написаны на золотом шелке. Но причина высокой цены не в материале: текст этих книг не поддается расшифровке."

Именно этот факт лег в основу центральной интриги романа.

Но вернемся к настоящей истории.

Шелковые книги из Чанша

В качестве материала для письма шелк использовался не случайно. В Древнем Китае, получив первые образцы ткани, сразу обратили внимание на ее особенные качества:

1. устойчивость к органическим растворителям, типа уксуса и спирта, что позволяло использовать высококачественные красители и чернила;

2. прочность, благодаря чему шелковые книги были относительно долговечны;

3. высокая гигроскопичность, что позволяло не ждать долго после нанесения надписей.

Первые фрагменты древнекитайских шелковых книг были обнаружены в 1936 году черными археологами я одной из гробниц в окрестностях Чанша, Южный Китай. Эти тексты датировались периодом Сражающихся царств. Поскольку это были не официальные раскопки, то находки оказались вывезенными из страны и проданы в частные коллекции. Среди них был шелковый свиток размером 30 × 39 см, украшенный цветными рисунками. Информация на нем касалась древнекитайской космологической мифологии (истории сотворения мира). Текст состоял из двух частей: 13 строк по 34 знака и 8 строк в 36 знаков.

Позже официально была отправлена археологическая экспедиция в Мавандуй, где во время раскопок были найдены и другие шелковые свитки разного размера, хранившиеся в лакированной шкатулке. Это были знаменитая И-цзин" (Книга перемен), одна из первых версий "Даодецзина" (Книга пути и достоинства) и историческое сочинение неизвестного автора, предположительно, имеющее отношение к известному "Чжаньго це"(История периода Сражающихся царств).

Как выглядит шелковая книга?

Шелковая книга представляла собой длинный кусок ткани, один конец которого крепился к деревянному стержню. Книги эти были двух типов: малые, длиной 24 см, и большие, длиной 48 см. На большом куске шелка помещалось примерно полсотни иероглифов в строке, на малом — около тридцати. В этом плане шелковая книга вполне могла соперничать с бамбуковой и деревянной, так как объем их был практически одинаковый. Крупный текст, как и на дощечках, делился на главы (пяни). Несколько объединенных глав составляли свиток (цзюань). Разделами глав в деревянных книгах служили дощечки. Когда стали использовать шелк, то раздел главы и число строк указывали внизу текста. Таким образом, оформительский принцип столь разных видов книг остался прежним.

Однако, шелковые книги не вытеснили старые бамбуковые и деревянные. Во-первых, шелк был слишком дорогой, использовать его в качестве материала для письма могли только очень богатые люди. И писать на нем доверяли лишь самым грамотным, так как ошибку на шелке исправить куда сложнее, чем на дереве. Во-вторых, писать на шелке было сложно, для письма использовались бамбуковое или тростниковое перо, которое не было приспособлено к письму по ткани.

 

 

Кисти и тушь для шелковых книг

Только на рубеже новой эры появились мягкие волосяные кисти: пучок шерсти пропускали через бамбуковую трубку длиной 23-30 см и диаметром до полутора сантиметров. У основания кисти пучок шерсти перехватывали тонким шнуром, а для прочности на основание и кончик кисти надевали костяные ободки. Для мягких кистей использовали шерсть разных животных, придавая ей конусообразную форму. Позднее бамбуковую палочку для кисти заменили более ценными материалами: слоновой костью, нефритом и даже хрусталем. Они украшались гравировкой, инкрустацией металлом и драгоценными камнями.

Свои шелковые книги китайцы писали тушью. Самая первая была сделана из лампадной сажи, но постепенно состав туши изменялся: ее стали делать из древесного угля, сажи, полученной в результате сжигания различных материалов (смола дерева, различные минералы, масла). В качестве отвердителя использовали костный клей или яичный белок. После специальной обработки сажа перемешивалась с отвердителем в тесто, туда добавляли красители, перламутр, ароматические вещества. Затем эту массу спрессовывали в одинаковые бруски и сушили. Хранилась тушь для письма в сухом виде. Перед работой ее надо было разводить водой. Процесс разведения туши превратился в настоящий ритуал, который воспевали поэты.

Для письма использовали тушь двух цветов: черную, непосредственно для текста, и красную, для знаков препинания и разметки текста. Позднее появилась еще и желтая тушь, но это уже было в те времена, когда появилась бумага.

До нашего времени дошло не так много шелковых книг. Тут я могу поспорить в героем "Записок расхитителя гробниц" — их ценность не в сложностях расшифровки, а в количестве. История оказалась злой мачехой для шелковых свитков.

История шелковых библиотек.

Эпоха Хань

Систематизированные библиотеки появились в Китае лишь в эпоху Хань при императоре Чэн-ди (32-7 год до н. э.). Он отправил чиновника для сбора книг по всей Поднебесной. Первая библиотека находилась в павильоне Тяньлугэ в столице Чанъане. За систематизацией и перепиской книг следили ученые Лю Сян и Лю Синь. Они же, вероятно, выполняли обязанности корректоров. Результатом их работы стал каталог "Семь сводов", самый первый библиотечный каталог в Китае. В нем было учтено 3390 свитков, распределенных по разделам:

*Собрания (антологии и авторские сборники);

*Шесть канонов;

*Философы;

*Ши цзин и Шу цзин (сюда включались исторические книги вообще);

*Военные писатели;

*Практические науки (включая астрологию и гадание);

*Медицина (включая алхимию и магию).

Однако, количество книг указывалось связками дощечек, несмотря на то, что часть библиотеки составляли свитки. Количество свитков рассчитывалось по разметке внизу текста.

В конце правления императора Ван Мана началась гражданская война, тогда созданная предыдущим императором библиотека сгорела.

Позже император Гуан У-ди начал восстановление сгоревшей библиотеки, привлекая для этого просвещенных чиновников своего двора. Он поместил новую библиотеку в Лояне, во дворцах Жэньшоудянь и Дунгуань и назначил хранителей: историк Бань Гу, поэт Фу И и комментатор конфуцианских классиков Цзя Куй. Но и эту библиотеку постигла печальная участь, она сгорела во время мятежа Дун Чжо в 190 году.

Последний ханьский император Сянь-ди пытался спасти книги, приказав солдатам набивать свитками свои заплечные мешки. Но "Старая история Тан" говорит, что, когда император добрался до библиотеки, то более половины книг было сожжено или подмочено. "История Суй" рассказывает, что остатки библиотеки сгорели в 264 году.

Таким образов, в эпоху Хань бесследно пропало огромное количество шелковых книг. Новые появлялись все реже, к этому времени уже появилась бумага.

Эпоха Троецарствия

В это время была предпринята новая попытка восстановить древний книжный фонд, оказавшаяся чуть более успешной. Правители царства Вэй, Цао Цао и Цао Пэй создали первый в Китае государственный архив, Мишушэн. Для переписи книг использовался шелк одинакового оттенка, желтоватого, а для хранения свитков — светло-голубой. Хранители библиотек, Чжэн Мо и Сюнь Сюй составили новые каталоги, "Книгу внутренних покоев" и "Новую опись". По данным этих каталогов в библиотеке царства Вэй были собраны 99 145 свитков.

В этих каталогах использовался новый способ систематизации, четвертичный, который впоследствии стал основным в Китае. Кроме этого, количество книг там указывалось не в связках дощечек, как раньше, а в свитках-цзюанях.

Эпоха Северных и Южных династий

Пришедшая к власти династия Цзинь умудрилась снова угробить драгоценные книги. Во время смуты книжный фонд был полностью разорен. Когда после переноса столицы в Цзянькан в 317 году стали проверять сохранность книг по каталогам, оказалось, что из почти 100 тысяч свитков уцелело всего 3014. Государственные проблемы плохо сказались на шелковых книгах: библиотеку почти не пополняли. Когда к власти пришла династия Сун, сохранилось чуть более 4000 свитков. Причем, часть их была переписала уже не на шелке, а на бумаге.

В современном Китае сейчас возрождается традиция письма на шелке. Правда, в наш век информационных технологий эта традиция не имеет практической ценности и носит скорее, декоративно-прикладной характер.

 

Написала RudaStew 11 марта 2023 г. Просмотров: 2013 комментариев: 0 в мои обсуждения

Общество Силин Иньшэ, Ханчжоу

В "Записках расхитителей гробниц" не раз упоминается, что магазин главного героя У Се расположен неподалеку от Силин Иньшэ. Я задумывалась, случайно ли автор поселил его там. Думаю, что нет. Несмотря на то, что герои по сути являются криминальными элементами, через весь цикл новелл о расхитителях гробниц красной нитью проходит идея о важности сохранения национального достояния, даже антагонисты - это либо контрабандисты, продающие исторические реликвии за рубеж, либо "главный злодей" Цю Декао, американец, скупающий эти самые реликвии.

В Китае именно общество Силин Иньшэ занималось сохранением культурных реликвий.

Силин Иньшэ (西泠印社) – это старейшее и самое известное в Азии общество академических исследований в области письменного и изобразительного творчества. Сотрудники общества занимаются вопросами печатной гравюры, каллиграфии, живописи и раннего книгопечатания. Сегодня это самый крупный и известный центр изучения традиционного искусства в Китае, работа в котором доступна не только ученым, но и всем, кто интересуется культурой и историей.


 

История основания

Общество печати Силин было основано в 1904 году, на тридцатом году правления Гуансю при династии Цин группой резчиков печатей. Их было сначала всего четверо: Дин Фучжи (丁辅之), Ван Фуань (王福庵), У Инь (吴 隐) и Е Вэймин (叶 为铭). Они сами выкупили землю и построили дома рядом с павильоном Шуфэн в Гушане. Многие известные мастера, заинтересованные в продвижении и развитии культуры Китая, собрались вместе в Западном озере, чтобы обсудить исследования печатного дела, начатые основателями пока еще небольшого сообщества печати в Ханчжоу. Это было неподалеку от известного моста Силин у подножья горы Гушань, потому общество и получило название Силин Иньшэ.

Они поставили перед собой цель сохранить памятники печатного дела и изобразительного искусства, изучить их. Можно сказать, что это общество, занимающееся изучением творчества с самой долгой историей в мире. Их достижения неоспоримы и ценятся не только в Азии, но и во всем мире. В настоящее время обществом Силин Иньшэ собрана самая большая коллекция произведений искусства: более чем 6000 экземпляров каллиграфии, старинных картин и печатей.

Общество было официально зарегистрировано в префектура Ханчжоу. За десять лет четыре основателя объединили своих коллег, стремясь не только вести исследования, но и создать культурный фонд. За это время территория общества расширилась: были построены еще девять павильонов, включая прекрасный павильон Янсань.

В 1913 году было проведено официальное собрание общества по случаю десятой годовщины, на котором был избран первый президент У Чаншо, утверждено официальное название общества, был создан первый устав.

За двадцать лет общество стало известно во всем мире. Внутри Ханчжоу территория общества практически превратилась в небольшой оазис древней культуры и творчества, где проводились выставки, собрания ученых-экспертов и художников, хранились коллекции старинных картин и предметов искусства. К деятельности общества присоединились японские и корейские резчики печатей и художники.

В 1921 году члены общества выкупили и установили у себя каменные "Скрижали Хань Сан Лао". Это можно было считать подвигом патриотизма. Существует более дюжины оригинальных каменных скрижалей от династии Хань и династии Вэй до династий Мин и Цин. «Скрижали Хань Сань Лао» - самые старые из существующих китайских надписей на камне. Надпись на этой стеле практически не повреждена. До 1921 года эта редкость находилась в частной коллекции, владелец которой решил продать ее американским коллекционерам. Члены общества приложили огромные усилия, чтобы культурное достояние Китая не оказалось в руках иностранных коллекционеров.

В 1923 году общество отметило свое десятилетие. К этому моменту в павильонах Силин Иньшэ было выставлено более тысячи картин и каллиграфических надписей, постоянно устраивались литературные собрания, было завершено строительство сада. Теперь Силин Иньше по праву мог называться городом в городе, превратившись в жемчужину Ханчжоу.

Тяжелые времена для Силин Иньшэ

С 1937 по 1946 год деятельность общества была вынуждено приостановлена в связи с японо-китайской войной. Однако, члены общества продолжали оберегать собранные коллекции культурный ценностей. В 1947 году, работа общества была восстановлена. Но на этом невзгоды ценителей искусства не закончились. Нелегко энтузиастами пришлось в период образования Китайской народной республики. Территория общества со всеми постройками была передана Народному правительству. В 1951 году недвижимость, принадлежавшая обществу, по договоренности между властями Ханчжоу и Шанхая была передана департаменту управления садами, а культурные реликвии — провинциальному комитету по управлению культурой. По сути власти в этот период приложили все усилия, чтобы полностью уничтожить общество ученых-энтузиастов.

Лишь в 1957 году партийные чиновники обратили внимание на брошенных на произвол судьбы ученых. С этого времени среди партийной элиты стало чем-то вроде хорошего тона постоянно посещать экспозиции общества. Это дало хорошие результаты: власть обратила на трудности Силин Иньшэ и посодействовала решению этих проблем. Сменявшие друг друга провинциальные и муниципальные лидеры постоянно следили и предъявляли высокие требования к управляющим организациям в отношении общества Силин Иньшэ. В 1957 году под руководством провинциального комитета партии Чжэцзян был создан Подготовительный комитет Силин Иньшэ, чтобы начать восстановление общества. Теперь у членов Силин Иньшэ была возможность не только экспозиций, но и официальных сделок по покупке и продаже предметов искусства. На территории общества была открыта мемориальная комната У Чаншо и впервые после войны было разрешено посещение общества японскими гостями.

В 1959 году недвижимость общества по указанию центрального правительства вернули под руководство муниципального бюро культуры Ханчжоу, переименовав его в "Общество живописи и каллиграфии Ханчжоу". Основной специализацией общества партия считала выставки, покупку и продажу подлинников и копий каллиграфии и живописи. Общество стало практически самостоятельной организацией на хозрасчете, но с гарантиями финансирования от государства.

В 1961 году Силин Иньше был признан народным правительством провинции Чжэцзян в качестве ключевого подразделения по защите культурных реликвий. К 1963 году возобновились постоянные научные и творческие собрания общества, и даже были попытки организации научных публикаций.

Но, к сожалению, началась культурная революция. В 1966 году многие статуи и мастерские на территории общества были разрушены. Однако, члены Силин Иньшэ активно встали на защиту культурных реликвий, которые годами собирали. Их сохранить удалось, но деятельность общества снова была приостановлена.

Расцвет Силин Иньшэ

Лишь в 1978 году государство утвердило Силин Иньше в качестве издательства, были возобновлены научные публикации, а через год запущен социальный проект, журнал "Художественный каталог Силин Иньшэ". Деятельность общества полностью восстановилась. Правительство передало в фонд Силин Иньшэ большое количество картин и каллиграфических работ первого президента У Чаншо и династий Мин и Цин. Общество получило возможность вести не только научную, но и просветительскую деятельность.

В 80-х годах было проведено множество выставок, собраний, творческих встреч, в том числе и международных. Был издан художественный альбом, посвященный творчеству У Чаншо, открыта и зарегистрирована официально газета "Новости искусства Силин Иньшэ", восстановлены связи с японскими и корейскими коллегами.

В 90-х годах в Ханчжоу открылась «Национальная выставка резчиков печатей", участие в которой приняли больше сотни типографий Китая, были организованы передвижные выставки в крупных городах, включая Пекин. В 1993 году был создан "Музей китайской печати". В 1997 году активно приветствовали возвращение Гонконга в состав Китая, создав сотню памятных печатей и организовав выездные выставки в рамках масштабного общенационального движения в честь этого политического события. В конце 90-х "Музей китайской печати" был открыт для иностранных посетителей. Силин Иньшэ стала теперь торговой маркой, официально признанной в провинции Чжэцзян.

В начале XXI века территория Общества Иньшэ была объявлена ключевым национальным центром защиты культурных реликвий. После почти столетнего развития Силин Иньшэ превратилось в общественную организацию, которая объединяет академические исследования, художественное творчество, книгоиздание, производство и продажу, обмен культурным и научным опытом, сбор и защиту культурных реликвий. Лидеры партии и государства в 2000 году лично посетили Силин Иньше. Появилась возможность провести реогранизацию управления общества. К 100-летию основания общества Силин Иньше в Обществе Силин Иньшэ состояли 313 членов из 26 провинциий, охватывая, в том числе, автономные регионы Китая, Гонконг, специальный административный район Макао, Тайвань. Представительства общества появились в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Малайзии, Франции, Чехии, Канаде и других странах. 20 мая 2006 года Госсовет утвердил коллекцию Силин Иньшэ для включения в список национального нематериального культурного наследия. А в 2008 году Государственное управление промышленности и торговли признало "Силин Иньшэ" официальным товарным знаком в Китае. В 2009 году "Китайское искусство резки печатей" под руководством Силин Иньшэ было выбрано ЮНЕСКО как "Шедевр нематериального культурного наследия человечества", что еще больше укрепило национальный и международный статус общества.

В настоящее время издаваемый обществом "Художественный каталог" стал полноценным ежемесячником, финансируемым из фондов Комитета по социальным вопросам.

Посещение Общества Силин Иньшэ в Ханчжоу, насколько мне известно, абсолютно бесплатно. Хотя до сих пор общество является самоорганизованной структурой, правительство Китая постоянно поддерживает его, выделяя финансовые ресурсы для реставрационных работ, поддерживая покупку культурных реликвий для коллекции общества. Особое внимание уделяется организации хранения собранных реликвий. Финансовые вливания государства в деятельность общества оцениваются миллионами юаней.

Силин Иньшэ — главная достопримечательность Ханчжоу

За время своего существования члены общества сумели объединить ученых и художников не только Азии, но и всего мира. Территория общества в Ханчжоу является культурной достопримечательностью, открытой для посещения. Это не только так называемый музей, но и прекрасное место отдыха расположенное в живописной районе у южного подножья горы Гушань. На северной стороне парка открывается прекрасный вид на Запалное озеро, к северо-востоку от Гушаня находится знаменитая мостовая Бай (白堤), названная в честь известного поэта и губернатора Ханчжоу Бай Джуйи. На западе находится мост Силин, в честь которого названо общество.

Являясь произведением садово-паркового творчества, четкой ландшафтной структуры парк Силин Иньшэ не имеет, павильоны, террасы и мастерские разбросаны на огромной территории, прячась в низинах и красуясь на холмах. Самые известные строения парка: Бамбуковый павильон, Янсань, Байтанг, Хуанпу не только являются произведениями китайского зодчества, там находятся музейные экспозиции. На территории парка присутствует множество древних архитектурных памятников времен династий Мин и Цин, построенных на холмах. Символом Силин Иньшэ является каменная пагода Хуаяньцзинь — единственная карнизная пагода в Хуанчжоу, построенная в 1924 году монахом, членом общества. Высота пагоды около двадцати метров, она имеет восьмиугольную форму и состоит из одиннадцати уровней. На первом уровне выгравирована «Сутра Хуаянь», на втором и третьем уровнях - «Алмазная сутра». Не верхних уровнях возвышаются вырезанные статуи Будды, а основание пагоды украшено изысканными и яркими гравюрами.

Каждое строение в парке имеет свои особенности и интегрировано с окружающей средой. Здесь органично объединяется рукотворная и природная красота, дополняя друг друга, подчеркивая изящество произведений искусства и утонченность пейзажей. Садовые комплексы очень элегантны, есть много уголков, где можно уединиться и созерцать природу. В этом месте ценность имеет каждый камень, на многих можно увидеть старинный надписи и гравировки. Парк Силин Иньшэ имеет репутацию лучшей озерной и горной достопримечательности Китая.

В статье использованы фотографии Чжан Чжугана

 

Написала RudaStew 25 февр. 2023 г. Просмотров: 1865 комментариев: 0 в мои обсуждения

Про шанхайских и комсомольских...

Как говорится во всех вступительных лекциях по литературоведению: "Литература является отражением окружающей действительности."

Аксиома, господа. Правда, в редких учебниках уточняется, какую литературу брать за основу этого отражения. Правда, литературный гос. заказ тоже в некоторой степени отражает, но слабо, как древнее бронзовое зеркало в отличие от современного.

К счастью, в 21 веке есть такая волшебная весч, как сетература и вэб-тун, сериалы и прочая популярная культура, далекая пока от классики, до которой гос. заказы еще не добрались.

Уже в России в свое время активно переносились на бумагу из сети такие "отражения, как "Выбраковка" Дивова или "Сломаный трезубец" Савицкого и прочие альтернативы, которые местами оказываются предсказаниями.

Но я немного о другом - об отражении не глобальных перспектив и процессов, а отношения народа.

Скажем, в России, где, как считают либералы, народ преклоняется перед образом жизни олигархов, есть прекрасная иллюстрация в виде "Полицейского с Рублевки", где это преклонение показано немножко с иным акцентом. Это "ненависть народа к ментам" - ну да, расскажите это народу, который обеспечил высокий спрос на всякие "Ментовские войны" и "Улицы разбитых фонарей" (кстати, уже скоро станут классикой сериалов). Правда, с литературой у нас сложновато - ну, не любит русский народ на фоне ЕГЭ правописание, потому предпочитает питаться кинопродукцией.

А вот в Китае любят. Новелл, длиною обогнавших "Войну и мир" там столько, что Толстой нервно вздрагивает, китайцы - те еще графоманы. И пишут честно, как чукчи "что вижу, про то и пою".

В общем, недавно я снова наткнулась на знаменитую версию "противостояния китайских элит - шанхайские против комсомольских". Ну и камрадесса Ирина меня подтолкнула к осмыслению этого процесса, озвученного господином Вавиловым. И я пошла искать акценты в тех книгах, которые читаю или перевожу. Правда, жанр там слегка фантастический, но китайские реалии прописаны в обоих случаях весьма точно.

Итак, г-н Вавилов считает, что в Китае существуют несколько кланов, которые условно можно объединить в три группировки: коммунисты у власти, которые оттяпали себе жирный кусок и делиться с другими не хотят. Крупные предприниматели-финансисты (шанхайские), которые владеют инструментами, способными укрепить власть (читай - деньгами). И "комсомольские" - проамериканская оппозиция в правящей партии. И они постоянно бодаются. Это по мнению Вавилова.

А что у нас с точки зрения простого народа, графоманящего в китайских енторнетах?

Берем сначала "Записки расхитителя гробниц". Там сразу три группировки:

1. Коммунисты - о них в книге сказано вскользь, но весьма конкретно. Это власть, с которой надо считаться и даже бояться.

2. Крупные предприниматели, имеющие неограниченные возможности для развития экономики Китая.

3. Криминальные структуры - дада, расхитители гробниц там не Лара Крофт, а серьезные криминальные структуры, которые запросто посоперничают в плане влияния с крупными инвесторами.

И что я вижу? На фоне усиления влияния правящей партии две другие группировки постепенно сливаются - криминал выходит из тени, прекращает противозаконную деятельность и становится "группой поддержки" для правящей партии. Не сразу, процесс сложный, но он идет. Несмотря на явную романтику даому (спереть из гробницы то, что плохо лежит), красной нитью проходит идея, что национальные культурные реликвии должны оставаться в Китае и служить на благо народу. Контрабанда исторических ценностей и антиквариата (особенно в США) - плохо. Разрушение культурных объектов ради выгоды - плохо. Главный герой, потомственный грабитель, вообще считает себя законопослушным и старательно (насколько может) придерживается этого принципа. Глава одной из самый влиятельных семей даому - жена высокопоставленного военного или партийного чиновника, которая не смеет нарушать закон. Две другие семьи на протяжении двух поколений вывели свои кланы из криминального бизнеса и активно сотрудничают с правительством. И нигде не звучит "вот нас не устраивает, что "комсомольские отбирают кормушку". На минуточку, автор - не коммунист ни разу. Он - тот самый так называемый "шанхайский", проработавший довольно долго в области продаж и инвестиций.

Второй роман, "Гениальный мастер фэн-шуй", - еще более точная иллюстрация деятельности "шанхайских". В центре основной интриги - семья крупного финансиста из Шанхая и две другие семьи, связанные с ним родственными узами и деловым партнерством. Казалось бы, должна быть критика правящей партии. Но ее нет. Наследница крупного финансиста на протяжении долгих лет старается направить деятельность компании на благо страны, постепенно встраивая оптимальные деловые отношения с правительством. "Шанхайская", имеющая филиал в США - и правительство КНР.

И в обоих случаях нет каких-то оценочных акцентов. Искреннее уважение к предпринимателям, умеющим своим трудом зарабатывать деньги. И столь же искреннее уважение к законам и правительству с тонким намеком, что "не все всегда идет гладко, но мы справимся!"

Конечно, Сюй Лэй и Да Янь - не продвинутые политологи.

А г-н Вавилов - уважаемый теоретик.

Но первые пишут то, что видят вокруг себя в стране, где живут с рождения и по сей день.

А г-н Вавилов провел в Китае всего десять лет, причем, занимался не общественной жизнью другой страны, а логистикой и общественными связями между Россией и Китаем. И сам утверждает, что за основу своих методов взял " подходы тайваньских и японских школ по изучению Китая".

Ну я, по сравнению с г-ном Вавиловым вообще ни в зуб ногой. Однако, в результате примитивных логических расчетов как-то больше доверяю картинкам, нарисованным китайскими писателями.

Написала RudaStew 22 февр. 2023 г. Просмотров: 2061 комментариев: 0 в мои обсуждения

Династии Китая

В "Записках расхитителя гробниц" У Се и другие специалисты по грабежам постоянно устраивают длительные и не очень экскурсы в историю. Династий так много, что в них сами китайцы иногда путаются, а уж те, кто не является китайцем, вообще не понимают, о чем речь.

Чтобы проще было ориентироваться в Мин, Хань, Чжоу и прочих, есть много сводных хронологических таблиц.

Оставлю здесь одну из самых полных

 

Написала RudaStew 16 февр. 2023 г. Просмотров: 2048 комментариев: 1 в мои обсуждения

Хребет Бяоцзы

Первая глава "Записок расхитителя" начинается с указания места действия. Я долго ломала голову, где в окрестностях Чанша есть хребет Бяоцзы. И нашла.

Местные жители Чанша помнят, что раньше у подножья небольшого хребта рядом с рекой Сянцзян в районе Кайфу располагался оружейный склад боеприпасов. Сейчас этого склада уже нет, в настоящее время на его месте построено высотное здание. Склад был расположен в деревне Чжиюань (Бумажный сад) на юго-восточном склоне хребта Бяоцзы, который еще называют холмом королевской гробницы. Приблизительно этот район находится между трассами Жэньминь и Чэннань. На том месте, где должна быть гробница с цзунцзы, находится геологический колледж. Там на самом деле была гробница, которую раскопали местные в 1942 году. Они вынесли оттуда шелковую книгу, известную как Чжуанская книга царства Чу, и продали местному торговцу антиквариатом Цай Цзисяну за три тысячи юаней. Но в 1948 году у него обманом эту книгу выманил американец, работавший в школе Чанша. Теперь эта книга хранится в вашингтонском музее.

Эта история описана в историческом документальном романе Юэ Нана "Мертвая душа династии Западная Хань", который позже переименовали в "Одинокая душа династии Западная Хань" об истории раскопок в гробнице Мавандуй. Наверно, именно это вдохновило Сюй Лэя воссоздать сюжет с историей семьи У и их противостоянии Цю Декао, которого в реальности звали Киркси, известного среди местных под прозвищем Кэ Цян.

В 1973 году там проводились официальные раскопки, инициированные провинциальным музеем Хунани. Владелец гробницы оказался врачом царства Чу, существовавшего в период Сражающихся царств.

Источник https://www.zhihu.com/question/37849133/answer/673363532

Написала RudaStew 14 февр. 2023 г. Просмотров: 1941 комментариев: 0 в мои обсуждения

Где находится храм тыквенных семечек?

Китайские поклонники Daomu biji давно задавались вопросом, существует ли на самом деле Храм Тыквенных семечек (так переводится название Гуацзы). Причем, не просто задавали вопросы, а лично обыскали окрестности.

В Шаньдуне такого храма нет. Храм Гуацзы выдуман писателем, как и его история. В "Записках расхитителя" говорилось, что в древности один генерал, одержав очередную победу, захватил множество сокровищ. Но увезти не смог, потому что случилась чума среди лошадей, многие пали. Тогда генерал переплавил все захваченное золото в форму, напоминавшую тыквенные семечки, бросил его в местную реку. Жителям ближайшей деревни он запретил ловить в этой реке рыбу и подбирать найденные золотые тыквенные семечки, иначе он перебьет всех. Поскольку этот человек славился своей жестокостью и имел очень высокий чин, никто не осмелился нарушить его приказ. Золото в реке постепенно занесло песком. Чтобы удержать алчных людей от попыток собрать золото из реки, местные жители поставили у реки статую генерала, которая напоминала о его страшной угрозе. А позже там был построен храм, который люди назвали в честь этого события Гуази, Храм тыквенных семечек.


Прототипом храма Гуацзы могут быть Иньцюэшань (гора Серебрянной птицы) и Цзиньцюэшань (гора Золотой птицы) неподалеку от городского округа Линьи в Шаньдуне. Эти горы названы так из-за оттенка почвы: в первом случае грунт известковый белый, во втором почва имеет выраженный желтоватый оттенок, схожий с песком. Цзиньцюэшань расположена к югу от города, чуть дальше на запад возвышается Иньцюэшань. На западе эти горы окружает Ихэ (река на границе) и река Цинлун (река Лазурного дракона). Древние жители использовали эту местность как естественные ворота в город Линьи (город на реке И), потому что удачное расположение гор и рек перекрывало прямой путь к городу. Топографически эти горы очень похожи на описание храма Гуацзы из "Записок расхитителей гробниц".

Несколько человек даже съездили туда и предоставили сообществу фотографии, подтверждающие сходство. Особенно впечатляет пещера, уходящая вглубь горы, точно такая же, как описана в романе. Только в реальности местные жители не рассказывают о ней страшных историй, и лодок там очень даже много.

А еще энтузиасты обнаружили подобие тех самых живых лоз, напоминавший маленькие руки и хватавших все, что оказывалось поблизости:

А были ли там гробницы?

В конце прошлого века на Иньцюэшань и Цзиньцюэшань были обнаружены древние гробницы династии Хань. Именно там были найдены две известные бамбуковые книги "Искусство войны Сунь цзы" и "Искусство войны Сунь Бинь", которые по сей день используют военные в качестве учебников по тактике и стратегии. У подножья Иньцюэшань был построен первый в мире музей бамбуковых книг и гробниц династии Хань. Он стал оплотом защиты культурных ценностей провинции Шаньдун. На базе музея работает молодежный образовательный центр. Строительство музея началось в феврале 1982 года и завершено в октябре 1989.

Музей по достоинству может называться одной из самых главных достопримечательностей Шаньдуна. Его площадь около 10 тысяч квадратных километров. Главное здание музея, где предоставлены для осмотра гробницы, и выставочные залы выполнены в старинном стиле, при строительстве была использована серая терракотовая плитка. Внутренний двор окружен соснами, кипарисами и бамбуком, украшен цветами, садовый дизайн органично дополняет архитектурный стиль, стилизованный под глубокую древность.

Гробница Хань

В апреле 1972 года на Иньцюэшань были раскопаны и расчищены две древние гробницы ранней династии Западная Хань. Они выдолблены в скале и представляют собой прямоугольные вертикальные колодцы глубиной чуть менее трех метров, один из которых вел непосредственно в гробницу, другой — в погребальную камеру, где хранилась сопутствующая утварь. Размеры гробницы: длина 2,64 метра, ширина 1,76 метра и высота 1 метр, ориентирована с севера на юг. Размеры погребальной камеры с утварью: длина 2,14 метра, ширина 1,56 метра и высота 0,88 метра, ориентирована с севера на юг. Обе камеры разделены полуметровой стенкой. Саркофаг находился в восточной камере. Там было обнаружено 95 погребальных предметов. Там же было найдено много бамбуковых книг.

Особое значение имела находка до сих пор не известных частей "Искусства войны Сунь Цзы" и "Искусства войны Сунь Биня", а также там были несколько частей этих трактатов, которые до сих пор считались утраченными. Кроме этого были найдено много трактатов о политике, о философии Инь и Ян, календари, работы по астрологии и жизнеописание одного из местных правителей. Это стало одним из самых важных открытий в археологии Китая.

 

В мае 1976 года на Цзиньцюэшань была раскопана еще одна гробница Западной Хань, которая так же представляла собой прямоугольные колодцы глубиной почти четыре метра, ведущие в камеры с саркофагом, в котором сохранилось тело, и с погребальной утварью. Структура такая же, как и в первой гробнице, только здесь саркофаг находился в западной камере. Саркофаг был изготовлен из твердых пород дерева, покрыт черным лаком и накрыт шелковой тканью. Этот шелк был покрыт росписью, для которой были использованы традиционные цвета (красный, синий, белый и черный). Размеры полотна составляют два метра в длину и 42 сантиметра в ширину. Роспись представляет собой триптих, символически делящий все изображение на небо, землю и подземный мир. В основном там изображена жизнь владельца гробницы. Это первая находка росписи по шелку после обнаруженной шелковой картины из гробницы Мавандуй в Чанша. Коммерческая и художественная ценность этой росписи невелика, однако она имеет огромное значение для изучения погребальных обрядов древности, мифов, религиозных и философских систем.

В этой гробнице так же были найдены бамбуковые книги: "Альманах первого года правления императора У династии Хань", который является самым древним из известных в настоящее время календарем в Китае. Тридцать две обнаруженные здесь бамбуковые книги имеют чрезвычайно важное значение для изучения военной истории, филологии, древней фонетики, технологии создания рукописных книг, системы древних календарей. Кроме того, было обнаружено 98 погребальных предметов: керамика, лакированное дерево, бронза и многое другое.

До сих пор не удалось выяснить, кому принадлежали эти гробницы. Но, судя по количеству книг и отсутствию оружия можно сделать предварительный вывод, что это чиновник, не состоявший на военной службе, но как-то связанный с военными. В декабре 1977 года комплекс гробниц был внесен в список важных культурных объектов, находящихся под защитой государства.

 

(с) Девятихвостая Руда.

Иллюстрации взяты из фотохостинга Baidu и социальных сетей.

Написала RudaStew 12 февр. 2023 г. Просмотров: 1639 комментариев: 0 в мои обсуждения

Чжурчжени на Руси?

В поисках материалов для примечаний к "Запискам" столкнулась с весьма интересной информацией. Оказывается, чжурчжени и, конкретно, Пусянь Ваньну нам совсем не чужие.

Напомню, чжурчжени по сюжету приложили руку к реставрации древних бронзовых врат, сам Пусянь Ваньну был вовсе не человеком, а чудовищем из нечеловеческой династии, которая правила Восточным Ся. 

Но у фантастического Пусяня Ваньну есть вполне конкретный исторический прототип, естественно, обычный человек. Ну как обычный? Завоеватель. Опустим его ранние годы правления. Согласно легенде он погиб во время киданьского восстания, но альтернативные историки (в смысле, не теоретики, а те, кто придумывает альтернативные миры) говорят, что на самом деле он сбежал со своей армией и, спустя несколько лет объявился в Индии, где стал заниматься своим делом, в смысле, завоевывать. Для начала конкретно потрепал весьма извесного хорезмского военачальника Джелаль-ад-Дина, который пытался вторгнуться в Индию. А после этого устремил свой взор на запад. 

 

Первой на пути оказалась Грузия, где чжурчжени неплохо обосновались, а сам Ваньну женился на грузинской принцессе Русудан, дочери царицы Тамары. Затем Ваньну запинал и покорил Никейскую империю и потопал на Русь.

Дело было в 1224 году на Калке. Из Новгородской летописи известно, что: "В лето 6732 инда взопрели озимые, приде безбожный горынский царь Пузан, стакнулся с бродником Плоскиней, огородился станом на реке Калке и аж заколдобился..."

Заколдобился он, понимаешь))) Чжурчженей на Руси называли горынычами, вероятно, произношение напомнило сказочного змея. Если серьезно, именно после этой битвы Горыныч стал аллегорией нашествия захватчиков, до этого был просто мифическим зверем или божеством. Заколбаситься с русичами не получилось, вышля ничья. И Ваньну решил: "Ну их нафиг, дурные какие-то!" Заключил почетный мир и свернул в сторону Европы. Поговаривают, даже Британию захватил, а потом вознесся на небо, в смысле, на Луну свалил.

 

Пиэсь: не пугайтесь, пост не претендует на историческую достоверность, но цитата из новгородской летописи настоящая.)))))

 

А источник альтернативной истории туточки: источник туточки:https://althistory.fandom.com/ru/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%8F%D0%BD%D1%8C_%D0%92%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%BD%D1%83

Написала RudaStew 26 янв. 2023 г. Просмотров: 1670 комментариев: 0 в мои обсуждения

Ужасные цзунцзы

Вообще-то этих самых цзунцзы, как оказалось, целая куча, прямо невероятное видовое разнообразие. Как и прочих тварей, обитающих в темноте гробниц.

Долго думала, и поняла, что придется потихоньку писать две большие статьи в дополнение к "Запискам", одной из которых будет бестиарий. Начало положено, по крайней мере я нашла в китайских интернетах и перевела классификацию цзунцзы. Пока разрозненные материалы на эту тему лежат на лайвлибе. Не буду копировать сюда весь текст, оставлю только ссылку: https://www.livelib.ru/story/44377-zapiski-rashititelya-grobnits-syuj-lej

 

А здесь покажу, как примерно получились цзунцзы у меня после просмотра фильмов, вэб-тунов и манги

Первая - скорее те самые цзунцзы, которые с древности живут в темноте гробниц, возможно, сюэши.

А второй - это трагедия Панкуя, случившаяся во дворце Лу Шан Вана. 

Написала RudaStew 24 янв. 2023 г. Просмотров: 1601 комментариев: 0 в мои обсуждения

Немножко красоты из мира даому

Попробую представиться не только в качестве переводчика, но и как художник. Правда, в целом я художник от слова ху - по некоторым причинам рисую не так, как положено. Но это не важно, когда есть вдохновение. А теперь еще появились нейросети, с которым я с удовольствием сотрудничаю: они предлагают идеи, а довожу их до ума. 

А вдохновение появилось, благодаря "Запискам расхитителей гробниц". Дело в том, что графические романы мне не везде нравятся, в сериалах не все, так как мне видится. И вообще я - капризный читатель, вижу все неправильно. Поэтому и рисую. 

К примеру некоторые ужасы нашего городка мира даому мне кажутся совсем не уродливыми.

Такой мне показался цзогуй - душа покойницы из пещеры мертвецов во "Дворце Лу Шан Вана". Да, у нее по сути было два облика, и первый вовсе не страшный. Мне даже показалось, что главный герой У Се даже готов был полюбоваться красавицей. Иначе чего он так страстно желал обернуться вопреки приказу Молчуна - ну прямо жена Лота, хорошо, что только по затылку получил, а не в соляной столб обратился. Ну вот и появилась первая красота. Жаль, что тогда я еще не представляла, как должна выглядеть одежда времен Западной Чжоу. Но, полагаю, за тысячи лет любые белые одежды будут выглядеть одинаково.

Еще меня впечатлила из этой же части маска зеленоглазого лиса. В книге она описывается, как несто жуткое и уродливое. И я согласна, что лицо лисьей формы действительно некрасивое. Но маска?

Лисья маска не может быть уродливой, особенно зеленоглазая. Да, я больше люблю животных, нежели людей. И даже нечисть люблю больше. Потому и пара вариантов масок у меня получилась такой. Второй вариант можно даже считать не маской, а настоящим лицом зеленоглазого лица. Хотя в книге он имел бледную кожу. Но темная бронзово-нефритовая атмосфера не отпустила меня, когда я рисовала.   

 

Написала RudaStew 15 янв. 2023 г. Просмотров: 1670 комментариев: 1 в мои обсуждения

Тест

Интересно, а можно будет сюда иллюстрации выкладывать?

Написала RudaStew 11 янв. 2023 г. Просмотров: 1525 комментариев: 2 в мои обсуждения