Блог: Клановая система в Китае. Отношения учителя и ученика. :: Tl.Rulate.ru - новеллы и ранобэ читать онлайн

RudaStew
(переводчик/автор/редактор/культиватор основы ци) : Блог

Клановая система в Китае. Отношения учителя и ученика.

Понятие клана и семьи в Китае отличается от западного. Как правило, на востоке члены клана связаны родственными узами, и отношения там довольно сложные. Поэтому при переводах часто случается путаница. Давайте разбираться.

 

Итак, семья в Китае, как и везде — это прямые родственные отношения (мать, отец, дети, внуки, правнуки). Семьи детей (как правило, жены братьев) тоже относятся к семье. А вот мужья сестер — это уже другая семья, так как для Китая характерен партиархат. Но тем не менее, это тоже росдтвенники, просто другая семья.

 

Клан — это объединение нескольких семей с непрямыми родственными отношениями (двоюродные, троюродные и так далее). Определенную роль в разделении на семьи играло и старшинство братьев: старшие — прямые потомки, младшие образовывали боковые ветви клана. Такая клановая система называется цзун-цзу (цзун — основная родственная линия клана, прямое наследование; цзу — боковые ветви, непрямые родственные связи).


Немаловажную роль при формировании кланов имела общность интересов и профессии. Как правило, в древнем Китае внутри семьи обызательным считалась передача профессии по наследству, подобно западным профессиональным династиям, но принцип был другой — последователей профессии не брали со стороны. В крайнем случае, принимали в обучение слуг или вассалов (если это были аристократические кланы).

 

Система цзун-цзу сложилась в глубокой древности, задолго до прихода в Китай конфуцианства. Но именно при конфуцианстве сформировались строгие традиции семейных отношение: почитание старших, сыновняя почтительность, создание внутриклановых ритуалов и даже верований, внутриклановое наставничество. И именно конфуцианская традиция позволила развиться профессиональным кланам, в которых родство не имело столь важного значения. Как правило, такие кланы образовывались при государственных учреждениях, в армии, между торговцами. Семейные кланы назывались сэй, профессиональные — дай.

 

В романе "Гениальный мастер фэн-шуй" чаще всего речь идет о кланах сэй, семейно-родовое сообщество с общим предком до пятого колена (как пример — клан Чжоу, которому принадлежал ученик Е Тяня, Чжоу Сяотянь.) В "Записках расхитителя гробниц" присутствуют оба вида кланов. Так все девять семей — это кланы сэй с разной степенью родтвенных связей. Например, семья Чжан к родственным связям относилась весьма строго, вплоть до обязательных родственных браков. Кланом сэй можно назвать и семью Хо, но иерархия в ней не характерна для Китая, там присутствую черты матриархата. Семьи У и Се были более лояльны к брачным союзам между семьями, и впоследствии практически стали одним кланом (У Се и Се Юйчень, У Саньсин и Се Ляньхуань по сути дальние родственники). Более того, семья У сочетает в себе черты клана сэй и клана дай одновременно — они не только имеют общие профессиональные интересы, но и принимают членов клана со стороны. Подручный У Саньсина Паньцзы не имеет отношения к семье У, как впоследствии Ван Мэн и Кань Цзянь. Однако, они считаются членами клана У. А вот кланы Ванба цю и Лю Лисуня — это уже полностью дай, там росдтвенные отношения не имеют важного значения. Таким же кланом дай является и загадочная семья Ван из "Песчаного моря" — родственники там были, но на первое место ставилась общность интересов и иерархия на основе профессиональных способностей.

 

Особенностью китайских кланов является наличие культа предков. Не важно, сэй это или дай — предки есть у всех. Просто в первом случае это генетические предки, во втором — родоначальники профессиональной династии. Кроме этого каждому клану была присуща своя географическая локация в Китае, наличие семейных храмов для почитания предков, семейных захоронений (тот самый терем семьи Чжан, к примеру). Главы кланов, старейшины (главы малых семей) выполняли ту же роль, что и императоры в стране. Внутри каждого клана была своя судебная система, система взаимопомощи и даже собственная армия. Кроме того, главы клана несли ответственность за каждого члена клана перед государством. За проступок любого родственника нес ответственность сначала именно глава или старейшина.

 

И еще одной особенностью любого клана в Китае является внутрисемейное наследование профессионального опыта, зачастую тайного. Соответственно, в каждом клане было хорошо развито наставничество. И здесь зачастую старшинство не играло роли. Старшим наставником мог стать молодой человек, обладающий особыми талантами. В таком случае он становился даже равным главе клана и старейшинам.

 

Что касается профессиональных знаний клана, они хранились в строгом секрете. Передача знаний клана считалась серьезным преступлением, причем, в древномти даже на государственном уровне. Потому в кланах сэй учениками становились только члены клана, связанные родственными узами. Профессии клана обучались все дети, но была разница между личными учениками наставника и учениками клана. Личные ученики становились наследниками кланового учения или профессии, ученики клана лишь овладевали професией, но не могли распоряжаться учением (своего рода внутриклановая интеллектуальная собственность).

 

Позднее, при конфуцианстве, в этой системе появились некоторые послабления. Наставники кланов брали учеников со стороны, но не передавали им все знания. Лишь в редких случаях, когда способности такого названного ученика оказывались выдающимися, его могли вписать в семейный реестр, по сути усыновить — и сделать членом клана, как это произошло с Е Тянем.

Написала RudaStew 07 мая 2023 г. Просмотров: 2494 комментариев: 0 в мои обсуждения

Обсуждение:

Еще никто не написал комментариев...
Чтобы оставлять комментарии Войдите или Зарегистрируйтесь